Главная Маршруты

Техника

Фотографии

Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 
Темиртауский Трамвай.  Статьи
 


 

Трамваи Темиртау

 
7. ГОРОД MITTAL-ЛУРГОВ

В самом начале октября 2005 года на "трамвайном" форуме сайта
"Транспорт в России" вдруг появился фрагмент статьи, посвящённой те-
миртауским трамваям. Там написали о том, что в этом городе собираются
вот-вот закрыть трамвайную линию в Старый Город. Как того и следовало
ожидать, в постингах при обсуждении этой статьи появилось патриотичес-
кое воззвание: "Фотографы! Ловите последний момент!!!" Ближе всех
остальных с этого форума к Темиртау в те дни, похоже, оказался только
я, и (что же делать?!!) поехал ловить...

Несмотря на то, что я однажды уже попадал в этот город, во время
своей службы в Советской Армии на "КамАЗе" с ныне покойным Василием
Васильевичем Будыкиным, я видел тогда только "КарМетКомбинат". А в са-
мом городе мне побывать как-то не доводилось. В поисках карты Темиртау
я излазил пол-Интернета, пока не наткнулся, наконец, на "интерактив-
ную" схему этого города. Но на ней не оказалось ни маршрутов городско-
го транспорта, ни даже ветки железной дороги! Никто на трамвайном фо-
руме не знал, какие маршруты ходят в этот самый Старый Город, а Ааре
Оландер мне вообще написал в ответ, что ему совсем недавно уже и так
прислали целую кучу фоток темиртауских трамваев... Но мне-то, старому
командировочному волчаре, не впервой же попадать в совершенно незнако-
мые мне доселе места!

Наступили аж целых три дня казахстанских октябрьских праздников.
Примерно за недельку до них "Пассажирские перевозки" Казахстанской же-
лезной дороги вдруг поймали очередной "бзик" под девизом "Лютая смерть
безбилетникам"! На всех крупных вокзалах Казахстана вдруг запретили
выходить на перроны людям, не имеющим билеты на поезд. Встречающие и
провожающие первые дни оказались в полном шоке... Не знаю уж, сколько
"зайцев" было поймано в наших поездах, но начали-то явно не с того:
откуда возьмутся в кассах билеты из той же Астаны в тот же Сары-Агач,
если поездик всего в семь вагончиков ходит туда через день? А почему
не шестнадцативагонный, и не ежедневно?!!

Тем не менее, билеты из Астаны в Караганду на кустанайский скорый
нашлись. И даже в тот самый 1-й плацкартный вагон, в котором в те сут-
ки ехала моя старинная знакомая проводница Лёлька. Я купил билет и по-
шёл на перрон второго пути. Билет никому показывать не пришлось: "про-
веряльщиков" ни у одного турникета астанинского вокзала не было. Поез-
да тоже ещё не было, вдобавок начался мелкий противный снежок. Да и не
снежок даже, а такая ледяная крупка с не менее ледяным ветром. Я пошёл
назад в вокзал. Снова прошёл все пустые турникеты, побродил по зданию,
и, только тогда, когда я собрался на перрон во второй раз, у турнике-
тов вдруг появились две молоденькие девки-"проверяльщицы". Я показал
им билет и прошёл, а за моей спиной осталась биться в истерике пожилая
супружеская пара, которую не пускали кого-то встретить...

Сорок четвёртый скорый пришёл со стороны Атбасара аж с двумя элек-
тровозами "ВЛ80с"! Не преминув подколоть Лёльку ("У вас что, так много
"левого" груза, что вам одного такого мало?!!"), я под хохот окружав-
шей толпы пассажиров и проводников забрался в вагон. Пассажиров с би-
летами, в том числе и моим, по отправлению из Астаны оказалось всего
34 человека, и Лёлька на посадке ("номера мест указывает проводник")
сразу же велела второе купе не занимать. В дорогу я рано утречком при-
хватил в "Юбилейном Ардагере" сосисок, Лёлька притащила огромную банку
"Нескафе", и мы накрыли дастархан в этом самом купе. На "огонёк" вско-
ре подтянулись другие мои знакомые проводники этой бригады - Алтынбек
с Сергеем Миронычем - и, где-то сразу за Вишнёвкой, мы все вместе сели
завтракать. Мироныч опять начал рассказывать свои бесконечные приколь-
ные истории, произошедшие с ним в бытность его машинистом тепловоза, и
всем было весело.

Через положенных четыре часа наш состав заехал в Сортировку, возле
обоих зданий вокзалов на которой вдруг пообрезали все деревья, оставив
лишь несуразно торчащие, голые и кривые двухметровые стволы. Я поехал
в Майкудук к родственникам...

Самым ранним утром следующего дня я понёсся на Караганду-Новую.
Темиртауская электричка уходила в семь утра. Ледяная крупка, сыпавшая-
ся с тёмно-серых небес весь предыдущий день, к утру прекратилась, но
ледяной ветрюган стал ещё крепче. Добрая кружка горячейшего "Милагро-
Рио" помогла мне с утра взбодриться настолько, чтобы по дороге на
станцию успевать замечать в темноте и оббегать подёрнутые ледком лужи-
цы...

Пустырь левее станции был вновь забит всяческой военной техникой.
Только на сей раз это оказались не танки, а какие-то тягачи с наворо-
ченным на них оборудованием то ли для зенитных ракет, то ли для лока-
торов ПВО. Первый путь станции и погрузочный тупик левее него были за-
няты порожними платформами. В торце тупика соорудили временный дебар-
кадер из шпал. Кругом не было видно ни единого офицера или солдата, но
ещё не настолько рассвело, чтобы сфотографировать всё это великолепие.
Да... Здесь явно не хватало знаменитого прапорщика Шматко с раздолбан-
ными "Жигулями"... Ё-моё...

Контингент пассажиров, ссосавшихся в ожидании электрички на кро-
хотном перрончике между вторым и третьим путями "главного хода" стан-
ции, состоял из десятка сонных и угрюмых мужиков с удочками, трёх или
четырёх вечно чем-то озабоченных дачниц-пенсионерок, и одного столич-
ного экскурсанта в моём лице, в короткой курточке, и с крохотным плас-
тиковым пакетиком из астанинского магазина "Меломан", в котором лежал
фотоаппарат и запасные плёнка с батарейкой к нему.

В положенное ей время со стороны Караганды-Пассажирской бодренько
прибежала электричка ЭР9М-587 аж в шестивагонном варианте. Куда столь-
ко - в каждом вагоне сидело максимум человек по семь. Кондукторше, по-
дошедшей ко мне, я сказал:
- До Темиртау.
- До "Весны" или Соцгорода?
- До конечной.
Она посмотрела на меня как-то странно, но я-то ещё не знал толком, где
мне надо будет выскочить!
- Впрочем, - сказала кондуктор, - Тариф там всё равно один...
Оторвав мне ворох билетиков, она отошла, а я уставился в окошко.

На "Локомотивном депо" электропоезд остановился надолго для смены
машинистов. И, только мы тронулись после этой длинной остановки, как,
не проехав и десяти метров, встали вновь на столько же. Помощник маши-
ниста пробежал по перрону в хвост электрички, потом обратно, и только
после этого мы, наконец-то, поехали. После Сортировки и Кокпектов по-
езд повернул налево, на Темиртау.

Первой станцией после бывшей Солонички оказалась Карьерная. Три
пути - два со стороны Караганды и один со стороны Астаны - сходились
здесь в два. Раньше сбоку была ещё пара станционных путей, но их давно
разобрали. Рыбаки вместе с пенсионерками-дачницами вышли, и опустевшая
электричка покатила дальше. Ещё через пару-тройку минут слева началась
огромная станция. Это был Жана-Аул, и он оказался лишь немногим меньше
Караганды-Сортировочной! Боковой путь, оставленный специально для
электропоездов, к середине станции раздвоился, мы заехали в "кармашек"
и остановились.

Слева оказалась самая верхушка сортировочной горки, и прямо над
этой верхушкой проходил пешеходный мост! Мостик этот "переламывался"
над путями аж три раза: над двумя путями для электричек он начинался
на одной высоте, затем поднимался на один лестничный пролёт, проходил
ещё над тремя или четырьмя путями, затем, над "горбушкой" горки подни-
мался ещё на один пролёт, и затем так же, в два "колена", спускался к
другому краю станции, где стояли домики диспетчерской и прочих служб.
Минут через пять пришла встречная электричка, народу в которой было
гораздо больше, чем у нас, и путешествие продолжилось.

Одинарный "электричешный" путь дальше Жана-Аула оказался убит "в
нет". Электричка ползла еле-еле. Над станционными путями слева "пау-
тинка" постепенно кончилась, и ко "Входной" это оказалось уже пять или
шесть неэлектрифицированных путей, густо сдобренных вагонами для пере-
возки металлургических окатышей и "самосвалов". Стояло два или три ма-
невровых тепловозика, принадлежавших уже не КТЖ, а металлургическому
комбинату. Потом потянулся "склад" самой разной путевой техники, в том
числе и нескольких подъёмных кранов "TAKRAF".

Электричка круто повернула вправо, объезжая огромные отвалы метал-
лургического шлака. И тут в хмуром, сером и склизком рассвете возникла
совершенно фантастическая картина! У самого подножия этих отвалов, ле-
вее линии электричек, оказалась высоченная насыпь, на которой стояла
маневрушка с составом из пяти-шести огромных вагонов-изложниц. Две из
них были наклонены, и оттуда прямо под откос, в клубах белого дыма и
пара, выливался раскалённый шлак! Видимо, он моментально остывал, ибо
внизу, почти под самыми изложницами, сразу же шуровала парочка бульдо-
зеров-"Катерпиллеров", сгребая остывшие гранулы шлака ближе к основным
его кучам...

Вправо-вправо-вправо - отвалы шлака кончились - влево-влево-влево.
На станции Аккудык, оказавшейся сразу за отвалами, для разъезда элек-
тропоездов тоже было электрифицировано только два крайних пути. А на
одном из остальных четырёх-пяти путей вдруг появилась одиночная секция
от тепловоза "ТЭ-3", задумчиво толкавшая куда-то несколько "самосва-
лов". На борту тепловоза красовалась надпись "Мск"! И как-то сразу же
вспомнился московский "мост Трианона"...

А дальше начался, наконец-то, и сам город MITTALлургов. Всё дело в
том, что после развала СССР и убийства тогдашнего директора КМК Сви-
чинского право управления Карагандинским металлургическим комбинатом
отдали индийскому сталелитейному магнату Лакшми Митталу. Комбинат стал
называться "Миттал-Стил-Темиртау". Железная дорога пошла по самому бе-
регу Самаркандского водохранилища. При чём здесь древний город велико-
го Тамерлана, я так и не понял. Водоём был огромный - явно не меньше,
чем сам город. Справа тянулись пляжи и лодочные станции, а слева нача-
лись девятиэтажные микрорайоны, посреди одного из которых оказалась
платформа "Весна". Но основная масса народа вышла из электрички на
следующей остановке - платформе "Соцгород", которая оказалась рядышком
с темиртауским автовокзалом. Однако трамвайные линии были пока не вид-
ны, и я поехал до конечной.

Обогнув по кругу почти половину озера, электричка заехала на стан-
цию Темиртау. Слева виднелись вспомогательные цеха "Миттал-Стила", тут
же шла и трамвайная линия. Как раз за нею, напротив входных стрелок
станции, за высоким бетонным забором спрятался паровоз марки "Л", ко-
торым я решил заняться позже. Выскочив из вагона, я обошёл вокруг зда-
ния вокзала и пошёл к остановке. Привокзальная площадь была отгорожена
от улицы огромной теплотрассой. Машины подъезжали к станции откуда-то
сбоку, а с обратной стороны здания вокзала шла ещё одна железнодорож-
ная ветка на какие-то станционные склады - рельсы были закатаны в ас-
фальт привокзальной площади наподобие трамвайных. Перебравшись через
теплотрассу по лесенке из арматурин, я оказался на остановке.

Остановок оказалось две - автобусная и трамвайная. Автобусы треть-
его и пятнадцатого маршрутов шли каждые пять минут, и народ, приехав-
ший вместе со мною, очень быстро разъехался. Я остался на ледяном ве-
тру в гордом одиночестве, в принципиальной надежде дождаться трамвая.
На табличке трамвайной остановки, кроме надписи "Вокзал", ничего боль-
ше не было. И не у кого было спросить, что за маршруты здесь ходят. Но
минут через двадцать трамвайчик в сторону города всё же появился! Это
был старенький "КТМ-5" облезло-красновастенького цвета с бортовым но-
мером 8, шедший по маршруту 3. Внутри абсолютно ледяного вагона сиде-
ло, нахохлившись, человек пять. Вихляя задом на кривых рельсах, вагон
покатил в город.

Присев на самый краешек покрытого инеем пластикового сиденьица, я
осмотрелся: кондуктора не было, названия остановок не объявлялись, на
кабине водителя болталось несколько листочков с правилами и объявлени-
ями, но схемы маршрутов там не оказалось. Народ тем временем начал вы-
ходить по разным остановкам, и оказалось, что они платят при выходе
самой вагоновожатой. У какой-то первой же развилки трамвайных рельсов
я поскрёбся ноготочками в стекло кабины водителя. Дверь открылась, и я
увидел на месте вагоновожатой молоденькую девчушку совершенно обалден-
ной красоты!
- Девушка, а какой маршрут трамвая идёт у вас в Старый Город?
Барышня посмотрела на меня, как на больного:
- Вы из него и едете!
- Да?!! А почём у вас проезд?
- 10 тенге. (2,13 росс. рубля)
Трамвай тем временем повернул на развилке вправо, и на следующей же за
нею остановке я вышел.

Прямо передо мною оказался "Трамвайный цех MITTAL" - так назывался
их трамвайный парк. Он стоял справа от трамвайной линии, и в него шёл
отворот от обоих путей. Борт 8 прогорохотал по стрелкам и унёсся куда-
то дальше, а я стал рассматривать депо. В глубине его стоял огромный
ангар, освещённый внутри несколькими прожекторами. Перед ангаром стоял
и смотрел какие-то свои сны старенький облезло-голубовастенький КТМ-5.
Его номеров видно не было, я просунул фотоаппарат через решётку ограды
и сделал кадрик. Немедленно забрехали оба барбоса, валявшиеся под сте-
ной проходной, на их лай в окошке появилась физиономия дежурной бабки,
но так же быстро спряталась обратно. Левее ангара виднелось в ряд ещё
несколько вагонов, но рассмотреть их из-за деревьев было тяжело. Я по-
шёл вдоль трамвайной линии дальше.

Рельсы круто заворачивали за забор трамвайного цеха и шли дальше в
"туннеле" между высоченным забором депо и длиным рядом капитальных га-
ражей. Вдали появился трамвай - это оказался всё тот же борт 8, успев-
ший доехать до конечной и развернуться. Вагон пошёл в крутой поворот,
я достал фотоаппарат и нажал на кнопочку - шикарная девочка-вагоново-
жатая опять посмотрела на меня, как на больного...

Темиртауские трамваи были либо красные, либо голубые. Навстречу
проскочил красненький борт 33, а за бортом 8 вдруг оказался ярко-зелё-
ный борт 6, украшенный рекламой какой-то фирмы по электро- и тепло-
снабжению. Доехав до остановки у депо, борт 6 переложил реверс и зае-
хал задним ходом в гараж. Но вскоре вместо него оттуда выполз "КТМ-8"
с бортовым номером 45, водитель которого сразу же поменяла у себя за
стеклом табличку "31" на "4". Я быстренько снял этот вагон и успел за-
скочить в него.

Внутри борта 45 оказалась кондукторша! Словоохотливая пожилая тёт-
ка, быстренько продав билетики троим или четверым пассажирам, с удо-
вольствием устроила мне "ликбез". Оказалось, что по линии в Старый Го-
род ходит 3-й маршрут, а в часы пик по рабочим дням туда ходит ещё и
"единица", которая потом идёт через центр города на Комбинат. Линию до
президентских выборов, которые состоятся в Казахстане 4 декабря 2005
года, никто закрывать не будет, а дальше весьма проблематично, что ко-
му-то захочется выковыривать рельсы из мёрзлой земли. А табличка "31",
как объяснила мне кондукторша, это на самом деле не номер маршрута! Её
могут поставить абсолютно в любом трамвае, и это означает, что вагон
идёт в парк!

Борт 45 тем временем дошёл почти до центра города, заполнившись
народом почти до отказа. Увидев возле кинотеатра "Комсомолец" ещё одну
трамвайную развилку, я решил там и выйти. Аббревиатура "MITTAL" мель-
кала кругом абсолютно везде - на здании спорткомплекса, на доброй по-
ловине автобусов и машин, и абсолютно на каждом трамвае... В фотоаппа-
рате ещё оставалось шесть или семь кадриков - на этой развилке я их и
"добил". Плёнка и батарейка кончились одновременно - я поменял и то, и
другое, сел в вагон 31-го маршрута и поехал обратно. Ледяной ветрюган
не прекращался, до обратной электрички оставалось ещё полтора часа, и
я, выйдя из трамвая у начала линии в Старый Город, пошёл теперь вдоль
неё пешком обратно к вокзалу.

Вскоре мимо меня проскочил в сторону Старого Города красновастень-
кий КТМ-5 борт 24. Он был абсолютно пустой. Я шёл вдоль улицы Черны-
шевского, иногда оглядываясь назад. Так я добрался до лесопосадки, че-
рез которую рельсы шли очень красиво: они с трудом продирались сквозь
деревья и кустарник, и были густо усыпаны жёлтыми листьями ("трамвай-
ный "гололёд")! Навстречу шёл красновастенький вагон КТМ-5 борт 14,
внутри сидело человека три. Пройдя почти всю лесопосадку, я оглянулся:
меня догонял красновастенький трамвайчик. Я бегом достал фотик - это
вновь оказался борт 8! Он, как и 24-ка, шёл в Старый Город абсолютно
пустым, и шикарнейшая вкусная девочка-вагоновожатая вновь посмотрела
на меня, как на больного...

Теперь следовало заняться паровозом. Когда я подошёл к забору воз-
ле него, то застал такую картину: стоявший за этим "динозавром" кран с
грейферным ковшом - железнодороржный или автомобильный - я так и не
понял, грузил в тендер этого паровоза уголь! Котёл старенького "Л" был
открыт спереди (золу выгребали, что ли?), а сам паровоз был весь оку-
тан водопроводными трубами, шедшими от него к зданию цеха. Проходных и
дырок в бетонных плитах забора в обозримой взглядом близи не оказа-
лось. Но вдоль забора шла огромная теплотрасса, и я стал карабкаться
на её опору, чтобы оказаться прямо напротив локомотива. У опоры росло
большое дерево, его уже голые ветки были густо улеплены толстым слоем
золы и сажи вперемешку. Продираясь сквозь густые заросли, я забрался
сначала на опору, а потом и на саму огромную трубу. Пока я карабкался,
уголь в тендер уже нагрузили доверху - "ушёл" классный кадрик! Я попы-
тался сначала разглядеть номер локомотива, но кроме самых первых цифр
"Л-50..." ничего дальше не читалось. Сняв этот раритет, я сполз с теп-
лотрассы и пошёл к вокзалу.

И только тут, решив проверить, не выпачкались ли у меня на таком
ветру линзы в фотике, я заметил, что автоматика долбаного "Самсунга -
Веги 290W" не может до конца открыть лепесточки, прикрывавшие его объ-
ектив при включении и выключении - "южный кореец" замёрз!!! Позже ока-
жется, что большинство "трамвайных" кадров у меня так и пропало - ве-
зёт же людям, у которых есть нормальные "цифровики"...

На остановке у вокзала, в очередной раз дождавшись трамвая, я ак-
куратно открыл лепесточки кончиком ногтя и сфоткал его - это снова
оказался борт 14, опять со всего тремя пассажирами внутри, и я понял,
что "круг" из трёх трамваев третьего маршрута благополучно замкнулся.
Я перебрался через лестницу и зашёл в пассажирское здание.

Из четырёх окошек касс работало всего одно. Билеты продавали толь-
ко на поезда дальнего следования, и кассир сказала мне, что билеты на
электричку нужно покупать у кондукторов внутри неё. В зале ожидания
висели расписания поездов и электричек, но не от Темиртау, а от Кара-
ганды-Пассажирской! Понятно, что в Темиртау ходили только электропоез-
да, но их расписания по этой станции здесь не было!

Я вышел на перрон: в самом конце первого пути, между забором гру-
зового двора и длинным рядом тварных вагонов притулилась маленькая че-
тырёхвагонная ЭР9М-586. Вскоре она тихонечко свистнула и подкатилась
к самому зданию вокзала. Я сфоткал этот "трамвайчик" на фоне станцион-
ных зданий и забрался в самый первый его вагон.

В "Служебных расписаниях "Казахстан темир жолы" время отправления
этого рейса значилось в 12.25, а на листочках с расписаниями, прикле-
еных внутри вагонов электричек, оно было вообще перечёркано, и исправ-
лено чуть ли не на 12.35. Велико же было моё удивление, когда в 12.16
вдруг "Осторожно, двери закрываются", и мы поехали! Припоздай я чуть-
чуть со своей экскурсии - вот бы я попал!!! Следующая-то только под
вечер...

До Соцгорода на весь вагон я оказался один. Там народу на платфор-
ме стояло много, но в этот головной вагон люди садились не особо. До-
катились до Ак-Кудыка - в "электричешном кармашке" нас пропускала
"ЧМУха", тащившая по убитым рельсам в сторону Темиртау новёхонький
российский бордово-серенький вагончик-путеизмеритель! А "московский"
"ТЭ-3" куда-то исчез. За знакомым поворотом показались изложницы - и
хотя все окна в карагандинских электричках уже были завинчены на зиму
специальными накладочками от верхней рамы к нижней, я же не зря выбрал
во всей этой электричке самое чистое из них. Шлак из этих изложниц ли-
бо уже слили, либо ещё не начинали - "котелки" стояли ровно, а за ними
пыхтел какой-то зелёненький "ТЭМ-2". Я сфоткал это великолепие прямо
через двойной стеклопакет...

В положенное ему время голубенький "трамвайчик" прибежал на Кара-
ганду-Новую, военной техники на этой станции уже не было (!), и я по-
скакал к тестю.

ОТОГРЕВАТЬСЯ!!!

Уткин Михаил, алма-атинец в Астане, мои сайты в Сети:
"Пригородные поезда Казахстана";
"Фотоблюз "Огни Астаны";
"Особенности национальной командировки"

 

Авторы Максим Гольбрайхт, Михаил Уткин, Ааре Оландер, af1461, Alex R. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Сайт управляется системой uCoz