Главная Маршруты

Техника

Фотографии

Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 
Темиртауский Трамвай.  Статьи
 


Новый Вестник

Вторник, 18 декабря 2007 г.

"Стопочка водки помогала мне выдержать ваши морозы"
Тео Ангелопулос обещает вернуться в Темиртау, чтобы показать готовый фильм всем участникам съемок
 

 
На прошлой неделе греческий режиссер Тео Ангелопулос закончил съемки в Темиртау. После работы с массовкой мастер отснял еще несколько сцен. И уже к пятнице вся киногруппа уехала из города. Перед отъездом режиссер дал интервью корреспонденту "НВ", в котором рассказал о своих впечатлениях от работы в Казахстане.
 

Съемки без массовки продолжились в другой части Темиртау - на трамвайном кольце рядом с металлургическим комбинатом. Для этого трамвай, который участвовал в многолюдных сценах на площади перед ТЮЗом, отбуксировали в депо. На следующее утро вагон поставили на рельсы, чтобы снимать новые дубли. В кадре предстояло работать людям, которых заранее отобрали для сцены с трамваем. А съемочная группа все ждала огненного выброса из комбинатских труб. Режиссер хотел, чтобы трамвай подъезжал на остановку к заводу именно в этот красивый для киношников момент. Красивого выхлопа дождались к одиннадцати утра. К тому времени солнце могло сильно подпортить кадр. Но съемочной группе повезло - случайное облако закрыло собой яркое, "ненужное" светило, и картинка получилась что надо.
В перерыве актеры из темиртауского ТЮЗа делились своими тормозками с проголодавшимся дублером Виторио Сонадо, который в этой сцене заменял исполнителя главной роли. Хлебосольные темиртаусцы заботливо интересовались у киношников: "А сало ваш итальянец ест?" Через несколько минут они убедились в этом сами. Когда всех попросили собраться в актовом зале одного из заводских цехов. Виторио зашел туда одним из последних и немало повеселил своих темиртауских коллег. Итальянец положил на хлеб сардельку поверх сала и с воодушевленным лицом уплетал остатки актерского тормозка. Вместе с дублером подоспели исполнительница главной роли Ирен Жакоб и режиссер Тео Ангелопулос. Ирен села в сторонке, а мастер начал отбирать людей для отдельных действий. Кто-то должен был заходить в трамвай, а кто-то выходить из него. Двум актерам ТЮЗа достались эмоциональные роли со словами. "Там что-то происходит! На площади перед горкомом народ собирается!" - кричал один персонаж. А вторая героиня с ужасом восклицала: "Господи! Снова война!".
Артисты должны были вбежать в трамвай на остановке и произнести свои реплики. В фильме наверняка все будет выглядеть легко и непринужденно. Но на самом деле эта сцена оказалась не такой уж простой. Во время репетиции трамвай гоняли туда-сюда, пока переднее колесо не задымилось от такой нагрузки. Пришлось прервать работу. Неполадку устранили, но вот отснять эпизод с репликами в этот день не успели.
На следующее утро съемки продолжили. К вечеру артисты уже с ног валились от усталости, ведь вагончик возвращали назад снова и снова. И когда режиссер наконец-то сказал: "Спасибо всем", ответом ему было дружное и неподдельно-радостное "Ура!" Все были по-настоящему счастливы. Как будто уже наступил Новый год.

 
Тео Ангелопулос: "Людям приходилось объяснять по нескольку раз, это создавало проблемы со сроками. Но в общем я доволен проделанной в Темиртау работой".
"ТЕО - ЭТО ФЕДОР"

Представители "Мосфильма" и казахстанские члены съемочной группы уехали из Темиртау вечером 13 декабря. Тео Ангелопулос вместе с командой иностранцев остался в гостинице еще на день. Наша с ним беседа проходила неспокойно. Все время появлялись новые проблемы - то авиабилеты не так заполнили, то сметы неправильно подсчитали. Всеми финансовыми вопросами занималась жена мастера - Фиви. И в моменты, когда любимая женщина режиссера громко обсуждала с ним все вопросы на греческом, общение приходилось прерывать. Подметив усталый взгляд Тео, я даже начал опасаться, что вот сейчас он не выдержит этой нервотрепки, извинится и уйдет к себе в номер. Но знаменитый собеседник ответил на все вопросы.
- Люди из близкого окружения часто называют вас прагматичным романтиком. Как эти два качества уживаются в одном человеке?
- Может, это связано с тем, что у меня за плечами юридическое образование. Сначала я изучал закон в Афинах, а уж потом пришел в искусство. Режиссуре я учился в Институте высшего кинообразования в Париже. Да и вообще в нашей работе должны присутствовать оба этих качества. При создании кино очень часто приходится решать отнюдь не романтические проблемы. Поэтому надо тренироваться и мыслить реалистично.
- Вас отчислили из этого института на втором курсе. Почему?
- У меня было совершенно другое видение, нежели у некоторых моих преподавателей. И я все время высказывал свою точку зрения прямо. Мои сокурсники поддерживали меня. Но преподаватель по режиссуре, видимо, не понял моих стремлений. У нас были постоянные конфликты. Дошло до того, что он просто пошел к руководству факультета и поставил вопрос ребром: "Либо он, либо я". Естественно, выбрали преподавателя.
- Зачем после института вы пошли в кинокритики?
- Я думаю, что это был промежуточный период. Как раз перед тем, как я начал снимать картины. В то время я работал кинообозревателем в демократическом журнале. Но это никак не было связано с моей политической позицией. Все было только ради причастности к искусству.
- Тео - переводится "бог". А Ангелопулос - святой ангел. Ваши родители специально выбрали такое имя к такой фамилии?
- Имя мне досталось по наследству от деда. У нас в семье такая традиция. Тео - это всего лишь сокращение. Полностью меня зовут Теодорос. Если сказать проще, для вашего восприятия - Теодор, то есть Федор. А мировое имя - Тео Ангелопулос - появилось в 1970 году, когда я снял первую полнометражную картину.
- Были ли проблемы с нашим народом на съемках?
- Да, московская сторона иногда не успевала контролировать всю массовку. Людям приходилось объяснять по нескольку раз, это создавало проблемы со сроками. Но в общем я доволен проделанной в Темиртау работой. Все равно на съемочную площадку большинство людей приходили в хорошем настроении. Благодаря этому справляться с массовкой было легче.
- Люди из съемочной группы рассказали мне, что во время многочасовой работы на улице вы согревались спиртным. Это правда?
- Иногда стопочка водки помогала мне выдержать ваши морозы.
- В Темиртау приезжал греческий посол, с ним, наверное, тоже посидели за столом?
- Он мой друг. И приезжал посмотреть, как мы тут снимаем. Также у него было несколько встреч, в том числе и с темиртауским акимом.
- Ваша жена Фиви очень бурно выражает свои эмоции, когда решает организационные проблемы. Вы же в такие моменты сидите и не выказываете никакого беспокойства. Так происходит всегда?
- Обычно я решаю все вопросы до начала съемок. А потом отключаюсь от финансовой стороны и занимаюсь только режиссурой. Все денежные проблемы во время съемок - это дело Фиви. Она является главным продюсером всех моих картин. Так что рулить средствами для нее не впервой.
- А чем занимаются ваши дочери? Кстати, сколько их у вас?
- У меня три дочери. Анна занимается продюсированием. Катерина - художник по декорациям и костюмам. А третья дочь Елена - режиссер. Она так же, как и я во времена своей молодости, снимает короткометражки. Две уже готовы. Также у меня есть сестра и брат, у которого свой гостиничный комплекс.
- Я слышал, что вам приходится самому собирать деньги на свои картины. Трудно ли это делать?
- Мне, наверное, везет. Потому что в моей жизни большинство встреч становятся полезными. В последнее время мне просто достаточно объявить о съемке нового фильма, и продюсеры сами предлагают средства. Обычно мне с легкостью удается найти бюджет для своей картины.
- Первая часть трилогии была представлена на Берлинале, куда отправится вторая часть?
- Я пока думаю над этим. Либо на Венецианский кинофестиваль, либо в Канны. Мне с трудом далось решение отправить первую часть в Берлин. Потому что мне не нравится, как там работает отборочная комиссия. Кроме мировых фестивалей, я хочу показать вторую часть и на алматинском фестивале. Ну и, конечно, привезти в Темиртау. Чтобы нашу работу смогли посмотреть все, кто участвовал в этом действе.

 
Актрисе Ирен Жакоб сейчас 40 лет: ее героине в разных частях трилогии - от 25 до 75.
СЕКРЕТ ИРЕН ЖАКОБ

В последний день не сидела без работы и исполнительница главной роли Ирен Жакоб. Мастер дорабатывал с ней последние маленькие эпизоды. Во время короткого перерыва между съемками мне удалось поговорить с Ирен. Когда актриса вышла в коридор, я, честно говоря, был немного шокирован ее видом. На голове у нее была сеточка. Оказалось, что сорокалетняя француженка все время играла в парике. Позже мне объяснили, что так ей было теплее. Я вручил актрисе предыдущий номер "НВ", как смог, на ломаном английском объяснил, что в газете рассказано про съемки с массовкой, и показал фотографию Ирен на странице. На это кинозвезда, тоже как смогла, ответила по-русски: "Большой спасиба!" После обмена любезностями началось интервью, в котором нам обоим очень помог переводчик из "Арселор Миттал".
- Где вы научились говорить по-русски? Не на съемках ли у Рязанова?
- У Рязанова я снималась еще 15 лет назад. Картина называлась "Предсказание". Все фразы в фильме надо было говорить на русском языке. А я была единственной иностранкой в команде. И мне пришлось за три месяца учить русские предложения. Сейчас я многое забыла. Но поблагодарить или сказать "потом" - для меня не проблема. А иногда я даже понимаю смысл сказанного.
- Ну, тогда-то съемки проходили в теплое время года. А как сейчас спасались от мороза?
- Меня спасли от холода ваши валенки. На мне было много теплой одежды. Но я точно уяснила для себя, что валенки - это не только часть моего костюма, но и лучшее средство против холода. Я в первый раз надела такую обувь. Поначалу неудобно, но потом привыкаешь, я вот и сейчас в валенках.
- Вы могли бы стать научным сотрудником, ведь папа у вас физик, мама - психолог. Почему вы все-таки выбрали искусство?
- Я родилась в Париже и с детства хотела играть в кино. Потом наша семья переехала в Швейцарию, где мы прожили 16 лет. Там я окончила женевскую консерваторию. А когда мы вернулись во Францию, я поступила в Парижскую национальную драматическую академию. И выбор в пользу актерской карьеры был сделан окончательно. Я не единственная в своей семье, кто занялся искусством. Один из моих братьев - музыкант. Остальные двое - инженеры.
- Кроме интеллектуального кино, вы снимались в боевиках и комедиях. И в основном играете романтических девушек. Это ваш любимый образ?
- Вот чего я не люблю, так это свои работы в боевиках. Я пытаюсь менять образы, и любимого амплуа у меня нет. Но для меня важно, чтобы моя героиня могла бы жить в реальности. Я люблю играть реальных людей. И не делю своих героинь на плохих и хороших. Если роль интересная, то тут уже не важно, кого играть: глупую, злую или романтическую натуру.
- Вы мечтали раньше сняться в картине у Тео Ангелопулоса?
- Для меня это приглашение было неожиданным. Помимо съемок в греческой кинотрилогии, у меня была совершенно другая работа. Но ради того, чтобы поработать у такого мастера, как Тео, я отложила все другие дела.
- По сценарию вы расстаетесь со своим ребенком…
- Моя героиня становится ссыльной и отправляет своего ребенка на учебу. Чтобы он смог добиться чего-то в жизни. В результате она расстается с ребенком навсегда. Эту сцену мы хотели закончить, когда еще снимали в Нижнем Новгороде. Даже выбрали на роль нижегородского мальчика. Но не нашли подходящего места, да и времени было в обрез. Поэтому сцену мы отсняли в Темиртау. Войдет ли она в конечный вариант, я пока не знаю.
- Сыграете ли вы в третьей части трилогии?
- Да, я играю судьбу моей героини начиная с 25 лет и до 75. И в третьей части меня загримируют уже под дряхлую старуху…
 
Антон Иванов, фото Ольги Тропыниной

 

 

 

 

Авторы Максим Гольбрайхт, Михаил Уткин, Ааре Оландер, af1461, Alex R. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Сайт управляется системой uCoz