Главная Маршруты

Техника

Фотографии

Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 
Темиртауский Трамвай.  Статьи
 


«АрселорМиттал» сэкономит на жителях Темиртау
Акционерное общество «АрселорМиттСекретарь темиртауского городского маслихата Анатолий Аркатов: «Нельзя бросать трамвайный цех в рынок. Во всяком случае, сейчас».ал Темиртау» объявило о том, что в ближайшее время число рабочих уменьшится почти на две тысячи человек. При этом компания заверила власти и общественность: ничего страшного не происходит, о сокращении речи не идет. Просто металлургический гигант избавляется от некоторых непрофильных подразделений, таких как трамвайный цех и чулочно-носочная фабрика. Однако сами темиртаусцы, вместо того чтобы обрадоваться, только вздыхают. Многие из них считают, что массовые увольнения для города были бы предпочтительнее.

Помимо трамвайного цеха и чулочно-носочной фабрики «АрселорМиттал Темиртау» хочет избавиться от гостиничного комплекса и от коммунального предприятия «Окжетпес», обеспечивающего город металлургов теплом, водой и электроэнергией. Причем от «Окжетпеса» - в первую очередь, потому что прибыли от него никакой, а убытки огромные. Только на подготовку города к зиме акционерное общество ежегодно тратит порядка миллиарда тенге. Плюс бесконечные аварийные работы, заработная плата персоналу «Окжетпеса» и тому подобное. Единственное, что получает «АрселорМиттал» взамен, - право называть себя «социально ориентированной компанией». В общем-то, это действительно так - тарифы на коммунальные услуги в Темиртау одни из самых низких в Карагандинской области, да и вообще в Казахстане. За отопление, например, темиртаусцы платят по 37 тенге 64 тиына с квадратного метра.
Однако в разгар мирового финансового кризиса руководству «АрселорМиттал Темиртау» не до имиджа. Ему бы прибыль сохранить. Поэтому еще осенью встал вопрос о передаче «Окжетпеса» в коммунальную собственность города. Этот пункт даже хотели включить в меморандум, заключенный компанией с правительством Казахстана. Но после долгих и трудных переговоров власти убедили инвестора не горячиться и подумать о последствиях. Последствия же обещают быть весьма разнообразными, но вместе с тем одинаково неприятными. Тут тебе и неизбежный рост тарифов в два-три раза, и отсутствие в казне средств на аварийные работы. Если где-то трубу прорвет, чинить ее будет не на что. Да и некому - денег на содержание ремонтников у акимата тоже нет. Итог - размороженные дома и резкий рост социальной напряженности. В общем, компания, повздыхав, согласилась войти в положение чиновников и оставить «Окжетпес» при себе. Но только до конца отопительного сезона. В следующую зиму темиртаусцам придется выживать самостоятельно.

«МЫ МОЖЕМ ПОТЕРЯТЬ ТРАМВАИ»
Что же касается гостиничного комплекса, чулочно-носочной фабрики и трамвайного цеха, то от этого добра металлургический гигант намерен избавиться как можно скорее. По предварительным подсчетам, это позволит компании сэкономить 387 миллионов тенге, которые в конечном итоге ложатся в себестоимость производимого металла. Причем львиную долю сэкономленных денег - 253 миллиона - принесло бы избавление от трамвайного цеха. При этом трамвай - один из самых популярных видов общественного транспорта в Темиртау. Во-первых, он не загрязняет воздух (в городе, где и без того дышать нечем, сие немаловажно). А главное - билет в нем стоит всего 10 тенге. В автобусах в три раза дороже.
- Передачу трамвайного цеха в частную собственность, равно как и в коммунальную собственность города, допустить нельзя, - говорит секретарь темиртауского городского маслихата Анатолий Аркатов. - Мы, депутаты, изучили ситуацию со всех сторон и не видим другого выхода, кроме как оставить все по-прежнему. Нельзя бросать трамвайный цех в рынок. Во всяком случае, сейчас нельзя. Надо подождать, когда закончится кризис и в бюджете появятся средства. В противном случае мы просто потеряем этот вид транспорта. Пострадают тысячи горожан. Поэтому мы сделаем все возможное для того, чтобы трамвайный цех остался в составе компании. Все-таки окончательное решение еще не принято…

«В ЦЕЛОМ, КОМБИНАТ ОСТАЕТСЯ ПРИБЫЛЬНЫМ»
Однако в субботу, 17 января, генеральный директор «АрселорМиттал Темиртау» Франк Паннир ясно дал понять, что на дальнейшие уступки компания идти не намерена. Гостиница, чулочно-носочная фабрика и трамвайный цех станут самостоятельными предприятиями еще до начала марта. Ну а выживут ли они в условиях свободного рынка или обанкротятся и прекратят свое существование, покажет время. В любом случае теперь голова об этом должна болеть у местной власти и рядовых горожан. А у инвестора своих проблем хватает.
- Общая ситуация на рынке остается сложной, - говорит Франк Паннир. - У нас вообще нет заказов по Казахстану, очень мало заказов из России. Почти 100 процентов нашей продукции идет на экспорт, а экспортные рынки очень ограниченные…
Чтобы свести концы с концами, на комбинате введен четырехдневный режим рабочей недели. Кроме того, компания собирается перевести на ремонтные участки около двух с половиной тысяч работников производственных цехов. На сегодняшний день свыше 800 человек уже стали вынужденными малярами, дворниками и сторожами. Благодаря этому, подводя итоги прошлого года, генеральный директор «АрселорМиттал Темиртау» удовлетворенно констатировал: «В целом, комбинат остается прибыльным. При нынешнем падении цен и уменьшении заказов это нелегкая задача».
Впрочем, насчет уменьшения заказов господин Паннир немного лукавит. По официальным данным самой компании, в январе, по сравнению с декабрем прошлого года, количество заказов на металл выросло на 20 процентов. Это, конечно, не так хорошо, как было в начале прошлого года, но все-таки повод для оптимизма. Есть надежда, что уже во втором полугодии кризис останется позади, комбинат заработает в прежнем режиме и снова начнет приносить своим владельцам большую прибыль. Тем более что сильно тратиться на социальные нужды горожан компании уже не придется.
 

А В ЭТО ВРЕМЯ…
На днях завершила свою работу специальная комиссия, проверявшая шахты угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау». Ее представители смотрели, как руководство компании выполняет правительственные рекомендации по улучшению техники безопасности, внедрению передовых технологий и модернизации производства, данные угольному департаменту после аварии на шахте «Абайская». За прошедший год УД потратил на выполнение этих рекомендаций 262 миллиона 797 тысяч долларов. В частности, на шахтах «Казахстанская» и «Шахтинская» смонтированы два импортных комплекта по автоматическому контролю параметров безопасности. В настоящий момент такой же комплекс монтируется на шахте Кузембаева. На очереди шахты «Абайская», «Саранская» и имени Ленина. До конца следующего года подобную систему должны получить все шахты угольного департамента.
Сергей Терещенко

Авторы Максим Гольбрайхт, Михаил Уткин, Ааре Оландер, af1461, Alex R. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

 
Сайт управляется системой uCoz