7. ГОРОД MITTAL-ЛУРГОВ
В самом начале октября 2005 года на
"трамвайном" форуме сайта
"Транспорт в России" вдруг появился фрагмент
статьи, посвящённой те-
миртауским трамваям. Там написали о том, что
в этом городе собираются
вот-вот закрыть трамвайную линию в Старый
Город. Как того и следовало
ожидать, в постингах при обсуждении этой
статьи появилось патриотичес-
кое воззвание: "Фотографы! Ловите последний
момент!!!" Ближе всех
остальных с этого форума к Темиртау в те
дни, похоже, оказался только
я, и (что же делать?!!) поехал ловить...
Несмотря на то, что я однажды уже попадал в
этот город, во время
своей службы в Советской Армии на "КамАЗе" с
ныне покойным Василием
Васильевичем Будыкиным, я видел тогда только
"КарМетКомбинат". А в са-
мом городе мне побывать как-то не
доводилось. В поисках карты Темиртау
я излазил пол-Интернета, пока не наткнулся,
наконец, на "интерактив-
ную" схему этого города. Но на ней не
оказалось ни маршрутов городско-
го транспорта, ни даже ветки железной
дороги! Никто на трамвайном фо-
руме не знал, какие маршруты ходят в этот
самый Старый Город, а Ааре
Оландер мне вообще написал в ответ, что ему
совсем недавно уже и так
прислали целую кучу фоток темиртауских
трамваев... Но мне-то, старому
командировочному волчаре, не впервой же
попадать в совершенно незнако-
мые мне доселе места!
Наступили аж целых три дня казахстанских
октябрьских праздников.
Примерно за недельку до них "Пассажирские
перевозки" Казахстанской же-
лезной дороги вдруг поймали очередной "бзик"
под девизом "Лютая смерть
безбилетникам"! На всех крупных вокзалах
Казахстана вдруг запретили
выходить на перроны людям, не имеющим билеты
на поезд. Встречающие и
провожающие первые дни оказались в полном
шоке... Не знаю уж, сколько
"зайцев" было поймано в наших поездах, но
начали-то явно не с того:
откуда возьмутся в кассах билеты из той же
Астаны в тот же Сары-Агач,
если поездик всего в семь вагончиков ходит
туда через день? А почему
не шестнадцативагонный, и не ежедневно?!!
Тем не менее, билеты из Астаны в Караганду
на кустанайский скорый
нашлись. И даже в тот самый 1-й плацкартный
вагон, в котором в те сут-
ки ехала моя старинная знакомая проводница
Лёлька. Я купил билет и по-
шёл на перрон второго пути. Билет никому
показывать не пришлось: "про-
веряльщиков" ни у одного турникета
астанинского вокзала не было. Поез-
да тоже ещё не было, вдобавок начался мелкий
противный снежок. Да и не
снежок даже, а такая ледяная крупка с не
менее ледяным ветром. Я пошёл
назад в вокзал. Снова прошёл все пустые
турникеты, побродил по зданию,
и, только тогда, когда я собрался на перрон
во второй раз, у турнике-
тов вдруг появились две молоденькие девки-"проверяльщицы".
Я показал
им билет и прошёл, а за моей спиной осталась
биться в истерике пожилая
супружеская пара, которую не пускали кого-то
встретить...
Сорок четвёртый скорый пришёл со стороны
Атбасара аж с двумя элек-
тровозами "ВЛ80с"! Не преминув подколоть
Лёльку ("У вас что, так много
"левого" груза, что вам одного такого
мало?!!"), я под хохот окружав-
шей толпы пассажиров и проводников забрался
в вагон. Пассажиров с би-
летами, в том числе и моим, по отправлению
из Астаны оказалось всего
34 человека, и Лёлька на посадке ("номера
мест указывает проводник")
сразу же велела второе купе не занимать. В
дорогу я рано утречком при-
хватил в "Юбилейном Ардагере" сосисок,
Лёлька притащила огромную банку
"Нескафе", и мы накрыли дастархан в этом
самом купе. На "огонёк" вско-
ре подтянулись другие мои знакомые
проводники этой бригады - Алтынбек
с Сергеем Миронычем - и, где-то сразу за
Вишнёвкой, мы все вместе сели
завтракать. Мироныч опять начал рассказывать
свои бесконечные приколь-
ные истории, произошедшие с ним в бытность
его машинистом тепловоза, и
всем было весело.
Через положенных четыре часа наш состав
заехал в Сортировку, возле
обоих зданий вокзалов на которой вдруг
пообрезали все деревья, оставив
лишь несуразно торчащие, голые и кривые
двухметровые стволы. Я поехал
в Майкудук к родственникам...
Самым ранним утром следующего дня я понёсся
на Караганду-Новую.
Темиртауская электричка уходила в семь утра.
Ледяная крупка, сыпавшая-
ся с тёмно-серых небес весь предыдущий день,
к утру прекратилась, но
ледяной ветрюган стал ещё крепче. Добрая
кружка горячейшего "Милагро-
Рио" помогла мне с утра взбодриться
настолько, чтобы по дороге на
станцию успевать замечать в темноте и
оббегать подёрнутые ледком лужи-
цы...
Пустырь левее станции был вновь забит
всяческой военной техникой.
Только на сей раз это оказались не танки, а
какие-то тягачи с наворо-
ченным на них оборудованием то ли для
зенитных ракет, то ли для лока-
торов ПВО. Первый путь станции и погрузочный
тупик левее него были за-
няты порожними платформами. В торце тупика
соорудили временный дебар-
кадер из шпал. Кругом не было видно ни
единого офицера или солдата, но
ещё не настолько рассвело, чтобы
сфотографировать всё это великолепие.
Да... Здесь явно не хватало знаменитого
прапорщика Шматко с раздолбан-
ными "Жигулями"... Ё-моё...
Контингент пассажиров, ссосавшихся в
ожидании электрички на кро-
хотном перрончике между вторым и третьим
путями "главного хода" стан-
ции, состоял из десятка сонных и угрюмых
мужиков с удочками, трёх или
четырёх вечно чем-то озабоченных
дачниц-пенсионерок, и одного столич-
ного экскурсанта в моём лице, в короткой
курточке, и с крохотным плас-
тиковым пакетиком из астанинского магазина
"Меломан", в котором лежал
фотоаппарат и запасные плёнка с батарейкой к
нему.
В положенное ей время со стороны
Караганды-Пассажирской бодренько
прибежала электричка ЭР9М-587 аж в
шестивагонном варианте. Куда столь-
ко - в каждом вагоне сидело максимум человек
по семь. Кондукторше, по-
дошедшей ко мне, я сказал:
- До Темиртау.
- До "Весны" или Соцгорода?
- До конечной.
Она посмотрела на меня как-то странно, но
я-то ещё не знал толком, где
мне надо будет выскочить!
- Впрочем, - сказала кондуктор, - Тариф там
всё равно один...
Оторвав мне ворох билетиков, она отошла, а я
уставился в окошко.
На "Локомотивном депо" электропоезд
остановился надолго для смены
машинистов. И, только мы тронулись после
этой длинной остановки, как,
не проехав и десяти метров, встали вновь на
столько же. Помощник маши-
ниста пробежал по перрону в хвост
электрички, потом обратно, и только
после этого мы, наконец-то, поехали. После
Сортировки и Кокпектов по-
езд повернул налево, на Темиртау.
Первой станцией после бывшей Солонички
оказалась Карьерная. Три
пути - два со стороны Караганды и один со
стороны Астаны - сходились
здесь в два. Раньше сбоку была ещё пара
станционных путей, но их давно
разобрали. Рыбаки вместе с
пенсионерками-дачницами вышли, и опустевшая
электричка покатила дальше. Ещё через
пару-тройку минут слева началась
огромная станция. Это был Жана-Аул, и он
оказался лишь немногим меньше
Караганды-Сортировочной! Боковой путь,
оставленный специально для
электропоездов, к середине станции
раздвоился, мы заехали в "кармашек"
и остановились.
Слева оказалась самая верхушка сортировочной
горки, и прямо над
этой верхушкой проходил пешеходный мост!
Мостик этот "переламывался"
над путями аж три раза: над двумя путями для
электричек он начинался
на одной высоте, затем поднимался на один
лестничный пролёт, проходил
ещё над тремя или четырьмя путями, затем,
над "горбушкой" горки подни-
мался ещё на один пролёт, и затем так же, в
два "колена", спускался к
другому краю станции, где стояли домики
диспетчерской и прочих служб.
Минут через пять пришла встречная
электричка, народу в которой было
гораздо больше, чем у нас, и путешествие
продолжилось.
Одинарный "электричешный" путь дальше
Жана-Аула оказался убит "в
нет". Электричка ползла еле-еле. Над
станционными путями слева "пау-
тинка" постепенно кончилась, и ко "Входной"
это оказалось уже пять или
шесть неэлектрифицированных путей, густо
сдобренных вагонами для пере-
возки металлургических окатышей и
"самосвалов". Стояло два или три ма-
невровых тепловозика, принадлежавших уже не
КТЖ, а металлургическому
комбинату. Потом потянулся "склад" самой
разной путевой техники, в том
числе и нескольких подъёмных кранов "TAKRAF".
Электричка круто повернула вправо, объезжая
огромные отвалы метал-
лургического шлака. И тут в хмуром, сером и
склизком рассвете возникла
совершенно фантастическая картина! У самого
подножия этих отвалов, ле-
вее линии электричек, оказалась высоченная
насыпь, на которой стояла
маневрушка с составом из пяти-шести огромных
вагонов-изложниц. Две из
них были наклонены, и оттуда прямо под
откос, в клубах белого дыма и
пара, выливался раскалённый шлак! Видимо, он
моментально остывал, ибо
внизу, почти под самыми изложницами, сразу
же шуровала парочка бульдо-
зеров-"Катерпиллеров", сгребая остывшие
гранулы шлака ближе к основным
его кучам...
Вправо-вправо-вправо - отвалы шлака
кончились - влево-влево-влево.
На станции Аккудык, оказавшейся сразу за
отвалами, для разъезда элек-
тропоездов тоже было электрифицировано
только два крайних пути. А на
одном из остальных четырёх-пяти путей вдруг
появилась одиночная секция
от тепловоза "ТЭ-3", задумчиво толкавшая
куда-то несколько "самосва-
лов". На борту тепловоза красовалась надпись
"Мск"! И как-то сразу же
вспомнился московский "мост Трианона"...
А дальше начался, наконец-то, и сам город
MITTALлургов. Всё дело в
том, что после развала СССР и убийства
тогдашнего директора КМК Сви-
чинского право управления Карагандинским
металлургическим комбинатом
отдали индийскому сталелитейному магнату
Лакшми Митталу. Комбинат стал
называться "Миттал-Стил-Темиртау". Железная
дорога пошла по самому бе-
регу Самаркандского водохранилища. При чём
здесь древний город велико-
го Тамерлана, я так и не понял. Водоём был
огромный - явно не меньше,
чем сам город. Справа тянулись пляжи и
лодочные станции, а слева нача-
лись девятиэтажные микрорайоны, посреди
одного из которых оказалась
платформа "Весна". Но основная масса народа
вышла из электрички на
следующей остановке - платформе "Соцгород",
которая оказалась рядышком
с темиртауским автовокзалом. Однако
трамвайные линии были пока не вид-
ны, и я поехал до конечной.
Обогнув по кругу почти половину озера,
электричка заехала на стан-
цию Темиртау. Слева виднелись
вспомогательные цеха "Миттал-Стила", тут
же шла и трамвайная линия. Как раз за нею,
напротив входных стрелок
станции, за высоким бетонным забором
спрятался паровоз марки "Л", ко-
торым я решил заняться позже. Выскочив из
вагона, я обошёл вокруг зда-
ния вокзала и пошёл к остановке.
Привокзальная площадь была отгорожена
от улицы огромной теплотрассой. Машины
подъезжали к станции откуда-то
сбоку, а с обратной стороны здания вокзала
шла ещё одна железнодорож-
ная ветка на какие-то станционные склады -
рельсы были закатаны в ас-
фальт привокзальной площади наподобие
трамвайных. Перебравшись через
теплотрассу по лесенке из арматурин, я
оказался на остановке.
Остановок оказалось две - автобусная и
трамвайная. Автобусы треть-
его и пятнадцатого маршрутов шли каждые пять
минут, и народ, приехав-
ший вместе со мною, очень быстро разъехался.
Я остался на ледяном ве-
тру в гордом одиночестве, в принципиальной
надежде дождаться трамвая.
На табличке трамвайной остановки, кроме
надписи "Вокзал", ничего боль-
ше не было. И не у кого было спросить, что
за маршруты здесь ходят. Но
минут через двадцать трамвайчик в сторону
города всё же появился! Это
был старенький "КТМ-5"
облезло-красновастенького цвета с бортовым
но-
мером 8, шедший по маршруту 3. Внутри
абсолютно ледяного вагона сиде-
ло, нахохлившись, человек пять. Вихляя задом
на кривых рельсах, вагон
покатил в город.
Присев на самый краешек покрытого инеем
пластикового сиденьица, я
осмотрелся: кондуктора не было, названия
остановок не объявлялись, на
кабине водителя болталось несколько
листочков с правилами и объявлени-
ями, но схемы маршрутов там не оказалось.
Народ тем временем начал вы-
ходить по разным остановкам, и оказалось,
что они платят при выходе
самой вагоновожатой. У какой-то первой же
развилки трамвайных рельсов
я поскрёбся ноготочками в стекло кабины
водителя. Дверь открылась, и я
увидел на месте вагоновожатой молоденькую
девчушку совершенно обалден-
ной красоты!
- Девушка, а какой маршрут трамвая идёт у
вас в Старый Город?
Барышня посмотрела на меня, как на больного:
- Вы из него и едете!
- Да?!! А почём у вас проезд?
- 10 тенге. (2,13 росс. рубля)
Трамвай тем временем повернул на развилке
вправо, и на следующей же за
нею остановке я вышел.
Прямо передо мною оказался "Трамвайный цех
MITTAL" - так назывался
их трамвайный парк. Он стоял справа от
трамвайной линии, и в него шёл
отворот от обоих путей. Борт 8 прогорохотал
по стрелкам и унёсся куда-
то дальше, а я стал рассматривать депо. В
глубине его стоял огромный
ангар, освещённый внутри несколькими
прожекторами. Перед ангаром стоял
и смотрел какие-то свои сны старенький
облезло-голубовастенький КТМ-5.
Его номеров видно не было, я просунул
фотоаппарат через решётку ограды
и сделал кадрик. Немедленно забрехали оба
барбоса, валявшиеся под сте-
ной проходной, на их лай в окошке появилась
физиономия дежурной бабки,
но так же быстро спряталась обратно. Левее
ангара виднелось в ряд ещё
несколько вагонов, но рассмотреть их из-за
деревьев было тяжело. Я по-
шёл вдоль трамвайной линии дальше.
Рельсы круто заворачивали за забор
трамвайного цеха и шли дальше в
"туннеле" между высоченным забором депо и
длиным рядом капитальных га-
ражей. Вдали появился трамвай - это оказался
всё тот же борт 8, успев-
ший доехать до конечной и развернуться.
Вагон пошёл в крутой поворот,
я достал фотоаппарат и нажал на кнопочку -
шикарная девочка-вагоново-
жатая опять посмотрела на меня, как на
больного...
Темиртауские трамваи были либо красные, либо
голубые. Навстречу
проскочил красненький борт 33, а за бортом 8
вдруг оказался ярко-зелё-
ный борт 6, украшенный рекламой какой-то
фирмы по электро- и тепло-
снабжению. Доехав до остановки у депо, борт
6 переложил реверс и зае-
хал задним ходом в гараж. Но вскоре вместо
него оттуда выполз "КТМ-8"
с бортовым номером 45, водитель которого
сразу же поменяла у себя за
стеклом табличку "31" на "4". Я быстренько
снял этот вагон и успел за-
скочить в него.
Внутри борта 45 оказалась кондукторша!
Словоохотливая пожилая тёт-
ка, быстренько продав билетики троим или
четверым пассажирам, с удо-
вольствием устроила мне "ликбез". Оказалось,
что по линии в Старый Го-
род ходит 3-й маршрут, а в часы пик по
рабочим дням туда ходит ещё и
"единица", которая потом идёт через центр
города на Комбинат. Линию до
президентских выборов, которые состоятся в
Казахстане 4 декабря 2005
года, никто закрывать не будет, а дальше
весьма проблематично, что ко-
му-то захочется выковыривать рельсы из
мёрзлой земли. А табличка "31",
как объяснила мне кондукторша, это на самом
деле не номер маршрута! Её
могут поставить абсолютно в любом трамвае, и
это означает, что вагон
идёт в парк!
Борт 45 тем временем дошёл почти до центра
города, заполнившись
народом почти до отказа. Увидев возле
кинотеатра "Комсомолец" ещё одну
трамвайную развилку, я решил там и выйти.
Аббревиатура "MITTAL" мель-
кала кругом абсолютно везде - на здании
спорткомплекса, на доброй по-
ловине автобусов и машин, и абсолютно на
каждом трамвае... В фотоаппа-
рате ещё оставалось шесть или семь кадриков
- на этой развилке я их и
"добил". Плёнка и батарейка кончились
одновременно - я поменял и то, и
другое, сел в вагон 31-го маршрута и поехал
обратно. Ледяной ветрюган
не прекращался, до обратной электрички
оставалось ещё полтора часа, и
я, выйдя из трамвая у начала линии в Старый
Город, пошёл теперь вдоль
неё пешком обратно к вокзалу.
Вскоре мимо меня проскочил в сторону Старого
Города красновастень-
кий КТМ-5 борт 24. Он был абсолютно пустой.
Я шёл вдоль улицы Черны-
шевского, иногда оглядываясь назад. Так я
добрался до лесопосадки, че-
рез которую рельсы шли очень красиво: они с
трудом продирались сквозь
деревья и кустарник, и были густо усыпаны
жёлтыми листьями ("трамвай-
ный "гололёд")! Навстречу шёл
красновастенький вагон КТМ-5 борт 14,
внутри сидело человека три. Пройдя почти всю
лесопосадку, я оглянулся:
меня догонял красновастенький трамвайчик. Я
бегом достал фотик - это
вновь оказался борт 8! Он, как и 24-ка, шёл
в Старый Город абсолютно
пустым, и шикарнейшая вкусная
девочка-вагоновожатая вновь посмотрела
на меня, как на больного...
Теперь следовало заняться паровозом. Когда я
подошёл к забору воз-
ле него, то застал такую картину: стоявший
за этим "динозавром" кран с
грейферным ковшом - железнодороржный или
автомобильный - я так и не
понял, грузил в тендер этого паровоза уголь!
Котёл старенького "Л" был
открыт спереди (золу выгребали, что ли?), а
сам паровоз был весь оку-
тан водопроводными трубами, шедшими от него
к зданию цеха. Проходных и
дырок в бетонных плитах забора в обозримой
взглядом близи не оказа-
лось. Но вдоль забора шла огромная
теплотрасса, и я стал карабкаться
на её опору, чтобы оказаться прямо напротив
локомотива. У опоры росло
большое дерево, его уже голые ветки были
густо улеплены толстым слоем
золы и сажи вперемешку. Продираясь сквозь
густые заросли, я забрался
сначала на опору, а потом и на саму огромную
трубу. Пока я карабкался,
уголь в тендер уже нагрузили доверху -
"ушёл" классный кадрик! Я попы-
тался сначала разглядеть номер локомотива,
но кроме самых первых цифр
"Л-50..." ничего дальше не читалось. Сняв
этот раритет, я сполз с теп-
лотрассы и пошёл к вокзалу.
И только тут, решив проверить, не
выпачкались ли у меня на таком
ветру линзы в фотике, я заметил, что
автоматика долбаного "Самсунга -
Веги 290W" не может до конца открыть
лепесточки, прикрывавшие его объ-
ектив при включении и выключении - "южный
кореец" замёрз!!! Позже ока-
жется, что большинство "трамвайных" кадров у
меня так и пропало - ве-
зёт же людям, у которых есть нормальные
"цифровики"...
На остановке у вокзала, в очередной раз
дождавшись трамвая, я ак-
куратно открыл лепесточки кончиком ногтя и
сфоткал его - это снова
оказался борт 14, опять со всего тремя
пассажирами внутри, и я понял,
что "круг" из трёх трамваев третьего
маршрута благополучно замкнулся.
Я перебрался через лестницу и зашёл в
пассажирское здание.
Из четырёх окошек касс работало всего одно.
Билеты продавали толь-
ко на поезда дальнего следования, и кассир
сказала мне, что билеты на
электричку нужно покупать у кондукторов
внутри неё. В зале ожидания
висели расписания поездов и электричек, но
не от Темиртау, а от Кара-
ганды-Пассажирской! Понятно, что в Темиртау
ходили только электропоез-
да, но их расписания по этой станции здесь
не было!
Я вышел на перрон: в самом конце первого
пути, между забором гру-
зового двора и длинным рядом тварных вагонов
притулилась маленькая че-
тырёхвагонная ЭР9М-586. Вскоре она тихонечко
свистнула и подкатилась
к самому зданию вокзала. Я сфоткал этот
"трамвайчик" на фоне станцион-
ных зданий и забрался в самый первый его
вагон.
В "Служебных расписаниях "Казахстан темир
жолы" время отправления
этого рейса значилось в 12.25, а на
листочках с расписаниями, прикле-
еных внутри вагонов электричек, оно было
вообще перечёркано, и исправ-
лено чуть ли не на 12.35. Велико же было моё
удивление, когда в 12.16
вдруг "Осторожно, двери закрываются", и мы
поехали! Припоздай я чуть-
чуть со своей экскурсии - вот бы я попал!!!
Следующая-то только под
вечер...
До Соцгорода на весь вагон я оказался один.
Там народу на платфор-
ме стояло много, но в этот головной вагон
люди садились не особо. До-
катились до Ак-Кудыка - в "электричешном
кармашке" нас пропускала
"ЧМУха", тащившая по убитым рельсам в
сторону Темиртау новёхонький
российский бордово-серенький
вагончик-путеизмеритель! А "московский"
"ТЭ-3" куда-то исчез. За знакомым поворотом
показались изложницы - и
хотя все окна в карагандинских электричках
уже были завинчены на зиму
специальными накладочками от верхней рамы к
нижней, я же не зря выбрал
во всей этой электричке самое чистое из них.
Шлак из этих изложниц ли-
бо уже слили, либо ещё не начинали -
"котелки" стояли ровно, а за ними
пыхтел какой-то зелёненький "ТЭМ-2". Я
сфоткал это великолепие прямо
через двойной стеклопакет...
В положенное ему время голубенький
"трамвайчик" прибежал на Кара-
ганду-Новую, военной техники на этой станции
уже не было (!), и я по-
скакал к тестю.
ОТОГРЕВАТЬСЯ!!!
Уткин Михаил, алма-атинец в Астане, мои
сайты в Сети:
"Пригородные поезда Казахстана";
"Фотоблюз "Огни Астаны";
"Особенности национальной командировки"