|
Новый Вестник
Вторник, 18 декабря 2007 г. |
|
|
"Стопочка водки
помогала мне выдержать ваши морозы"
Тео Ангелопулос обещает вернуться в
Темиртау, чтобы показать готовый фильм всем участникам съемок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На
прошлой неделе греческий режиссер Тео Ангелопулос закончил
съемки в Темиртау. После работы с массовкой мастер отснял
еще несколько сцен. И уже к пятнице вся киногруппа уехала из
города. Перед отъездом режиссер дал интервью корреспонденту
"НВ", в котором рассказал о своих впечатлениях от работы в
Казахстане.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Съемки без массовки продолжились в другой части Темиртау - на
трамвайном кольце рядом с металлургическим комбинатом. Для этого
трамвай, который участвовал в многолюдных сценах на площади перед
ТЮЗом, отбуксировали в депо. На следующее утро вагон поставили на
рельсы, чтобы снимать новые дубли. В кадре предстояло работать
людям, которых заранее отобрали для сцены с трамваем. А съемочная
группа все ждала огненного выброса из комбинатских труб. Режиссер
хотел, чтобы трамвай подъезжал на остановку к заводу именно в этот
красивый для киношников момент. Красивого выхлопа дождались к
одиннадцати утра. К тому времени солнце могло сильно подпортить
кадр. Но съемочной группе повезло - случайное облако закрыло собой
яркое, "ненужное" светило, и картинка получилась что надо.
В перерыве актеры из темиртауского ТЮЗа делились своими тормозками с
проголодавшимся дублером Виторио Сонадо, который в этой сцене
заменял исполнителя главной роли. Хлебосольные темиртаусцы заботливо
интересовались у киношников: "А сало ваш итальянец ест?" Через
несколько минут они убедились в этом сами. Когда всех попросили
собраться в актовом зале одного из заводских цехов. Виторио зашел
туда одним из последних и немало повеселил своих темиртауских
коллег. Итальянец положил на хлеб сардельку поверх сала и с
воодушевленным лицом уплетал остатки актерского тормозка. Вместе с
дублером подоспели исполнительница главной роли Ирен Жакоб и
режиссер Тео Ангелопулос. Ирен села в сторонке, а мастер начал
отбирать людей для отдельных действий. Кто-то должен был заходить в
трамвай, а кто-то выходить из него. Двум актерам ТЮЗа достались
эмоциональные роли со словами. "Там что-то происходит! На площади
перед горкомом народ собирается!" - кричал один персонаж. А вторая
героиня с ужасом восклицала: "Господи! Снова война!".
Артисты должны были вбежать в трамвай на остановке и произнести свои
реплики. В фильме наверняка все будет выглядеть легко и
непринужденно. Но на самом деле эта сцена оказалась не такой уж
простой. Во время репетиции трамвай гоняли туда-сюда, пока переднее
колесо не задымилось от такой нагрузки. Пришлось прервать работу.
Неполадку устранили, но вот отснять эпизод с репликами в этот день
не успели.
На следующее утро съемки продолжили. К вечеру артисты уже с ног
валились от усталости, ведь вагончик возвращали назад снова и снова.
И когда режиссер наконец-то сказал: "Спасибо всем", ответом ему было
дружное и неподдельно-радостное "Ура!" Все были по-настоящему
счастливы. Как будто уже наступил Новый год.
|
Тео Ангелопулос: "Людям
приходилось объяснять по нескольку раз, это
создавало проблемы со сроками. Но в общем я доволен
проделанной в Темиртау работой". |
|
"ТЕО - ЭТО ФЕДОР"
Представители "Мосфильма" и казахстанские члены съемочной группы
уехали из Темиртау вечером 13 декабря. Тео Ангелопулос вместе с
командой иностранцев остался в гостинице еще на день. Наша с ним
беседа проходила неспокойно. Все время появлялись новые проблемы -
то авиабилеты не так заполнили, то сметы неправильно подсчитали.
Всеми финансовыми вопросами занималась жена мастера - Фиви. И в
моменты, когда любимая женщина режиссера громко обсуждала с ним все
вопросы на греческом, общение приходилось прерывать. Подметив
усталый взгляд Тео, я даже начал опасаться, что вот сейчас он не
выдержит этой нервотрепки, извинится и уйдет к себе в номер. Но
знаменитый собеседник ответил на все вопросы.
- Люди из близкого окружения часто называют вас прагматичным
романтиком. Как эти два качества уживаются в одном человеке?
- Может, это связано с тем, что у меня за плечами юридическое
образование. Сначала я изучал закон в Афинах, а уж потом пришел в
искусство. Режиссуре я учился в Институте высшего кинообразования в
Париже. Да и вообще в нашей работе должны присутствовать оба этих
качества. При создании кино очень часто приходится решать отнюдь не
романтические проблемы. Поэтому надо тренироваться и мыслить
реалистично.
- Вас отчислили из этого института на втором курсе. Почему?
- У меня было совершенно другое видение, нежели у некоторых моих
преподавателей. И я все время высказывал свою точку зрения прямо.
Мои сокурсники поддерживали меня. Но преподаватель по режиссуре,
видимо, не понял моих стремлений. У нас были постоянные конфликты.
Дошло до того, что он просто пошел к руководству факультета и
поставил вопрос ребром: "Либо он, либо я". Естественно, выбрали
преподавателя.
- Зачем после института вы пошли в кинокритики?
- Я думаю, что это был промежуточный период. Как раз перед тем, как
я начал снимать картины. В то время я работал кинообозревателем в
демократическом журнале. Но это никак не было связано с моей
политической позицией. Все было только ради причастности к
искусству.
- Тео - переводится "бог". А Ангелопулос - святой ангел. Ваши
родители специально выбрали такое имя к такой фамилии?
- Имя мне досталось по наследству от деда. У нас в семье такая
традиция. Тео - это всего лишь сокращение. Полностью меня зовут
Теодорос. Если сказать проще, для вашего восприятия - Теодор, то
есть Федор. А мировое имя - Тео Ангелопулос - появилось в 1970 году,
когда я снял первую полнометражную картину.
- Были ли проблемы с нашим народом на съемках?
- Да, московская сторона иногда не успевала контролировать всю
массовку. Людям приходилось объяснять по нескольку раз, это
создавало проблемы со сроками. Но в общем я доволен проделанной в
Темиртау работой. Все равно на съемочную площадку большинство людей
приходили в хорошем настроении. Благодаря этому справляться с
массовкой было легче.
- Люди из съемочной группы рассказали мне, что во время
многочасовой работы на улице вы согревались спиртным. Это правда?
- Иногда стопочка водки помогала мне выдержать ваши морозы.
- В Темиртау приезжал греческий посол, с ним, наверное, тоже
посидели за столом?
- Он мой друг. И приезжал посмотреть, как мы тут снимаем. Также у
него было несколько встреч, в том числе и с темиртауским акимом.
- Ваша жена Фиви очень бурно выражает свои эмоции, когда решает
организационные проблемы. Вы же в такие моменты сидите и не
выказываете никакого беспокойства. Так происходит всегда?
- Обычно я решаю все вопросы до начала съемок. А потом отключаюсь от
финансовой стороны и занимаюсь только режиссурой. Все денежные
проблемы во время съемок - это дело Фиви. Она является главным
продюсером всех моих картин. Так что рулить средствами для нее не
впервой.
- А чем занимаются ваши дочери? Кстати, сколько их у вас?
- У меня три дочери. Анна занимается продюсированием. Катерина -
художник по декорациям и костюмам. А третья дочь Елена - режиссер.
Она так же, как и я во времена своей молодости, снимает
короткометражки. Две уже готовы. Также у меня есть сестра и брат, у
которого свой гостиничный комплекс.
- Я слышал, что вам приходится самому собирать деньги на свои
картины. Трудно ли это делать?
- Мне, наверное, везет. Потому что в моей жизни большинство встреч
становятся полезными. В последнее время мне просто достаточно
объявить о съемке нового фильма, и продюсеры сами предлагают
средства. Обычно мне с легкостью удается найти бюджет для своей
картины.
- Первая часть трилогии была представлена на Берлинале, куда
отправится вторая часть?
- Я пока думаю над этим. Либо на Венецианский кинофестиваль, либо в
Канны. Мне с трудом далось решение отправить первую часть в Берлин.
Потому что мне не нравится, как там работает отборочная комиссия.
Кроме мировых фестивалей, я хочу показать вторую часть и на
алматинском фестивале. Ну и, конечно, привезти в Темиртау. Чтобы
нашу работу смогли посмотреть все, кто участвовал в этом действе.
|
Актрисе Ирен Жакоб сейчас 40
лет: ее героине в разных частях трилогии - от 25 до
75. |
|
СЕКРЕТ ИРЕН ЖАКОБ
В последний день не сидела без работы и исполнительница главной роли
Ирен Жакоб. Мастер дорабатывал с ней последние маленькие эпизоды. Во
время короткого перерыва между съемками мне удалось поговорить с
Ирен. Когда актриса вышла в коридор, я, честно говоря, был немного
шокирован ее видом. На голове у нее была сеточка. Оказалось, что
сорокалетняя француженка все время играла в парике. Позже мне
объяснили, что так ей было теплее. Я вручил актрисе предыдущий номер
"НВ", как смог, на ломаном английском объяснил, что в газете
рассказано про съемки с массовкой, и показал фотографию Ирен на
странице. На это кинозвезда, тоже как смогла, ответила по-русски:
"Большой спасиба!" После обмена любезностями началось интервью, в
котором нам обоим очень помог переводчик из "Арселор Миттал".
- Где вы научились говорить по-русски? Не на съемках ли у
Рязанова?
- У Рязанова я снималась еще 15 лет назад. Картина называлась
"Предсказание". Все фразы в фильме надо было говорить на русском
языке. А я была единственной иностранкой в команде. И мне пришлось
за три месяца учить русские предложения. Сейчас я многое забыла. Но
поблагодарить или сказать "потом" - для меня не проблема. А иногда я
даже понимаю смысл сказанного.
- Ну, тогда-то съемки проходили в теплое время года. А как сейчас
спасались от мороза?
- Меня спасли от холода ваши валенки. На мне было много теплой
одежды. Но я точно уяснила для себя, что валенки - это не только
часть моего костюма, но и лучшее средство против холода. Я в первый
раз надела такую обувь. Поначалу неудобно, но потом привыкаешь, я
вот и сейчас в валенках.
- Вы могли бы стать научным сотрудником, ведь папа у вас физик,
мама - психолог. Почему вы все-таки выбрали искусство?
- Я родилась в Париже и с детства хотела играть в кино. Потом наша
семья переехала в Швейцарию, где мы прожили 16 лет. Там я окончила
женевскую консерваторию. А когда мы вернулись во Францию, я
поступила в Парижскую национальную драматическую академию. И выбор в
пользу актерской карьеры был сделан окончательно. Я не единственная
в своей семье, кто занялся искусством. Один из моих братьев -
музыкант. Остальные двое - инженеры.
- Кроме интеллектуального кино, вы снимались в боевиках и
комедиях. И в основном играете романтических девушек. Это ваш
любимый образ?
- Вот чего я не люблю, так это свои работы в боевиках. Я пытаюсь
менять образы, и любимого амплуа у меня нет. Но для меня важно,
чтобы моя героиня могла бы жить в реальности. Я люблю играть
реальных людей. И не делю своих героинь на плохих и хороших. Если
роль интересная, то тут уже не важно, кого играть: глупую, злую или
романтическую натуру.
- Вы мечтали раньше сняться в картине у Тео Ангелопулоса?
- Для меня это приглашение было неожиданным. Помимо съемок в
греческой кинотрилогии, у меня была совершенно другая работа. Но
ради того, чтобы поработать у такого мастера, как Тео, я отложила
все другие дела.
- По сценарию вы расстаетесь со своим ребенком…
- Моя героиня становится ссыльной и отправляет своего ребенка на
учебу. Чтобы он смог добиться чего-то в жизни. В результате она
расстается с ребенком навсегда. Эту сцену мы хотели закончить, когда
еще снимали в Нижнем Новгороде. Даже выбрали на роль нижегородского
мальчика. Но не нашли подходящего места, да и времени было в обрез.
Поэтому сцену мы отсняли в Темиртау. Войдет ли она в конечный
вариант, я пока не знаю.
- Сыграете ли вы в третьей части трилогии?
- Да, я играю судьбу моей героини начиная с 25 лет и до 75. И в
третьей части меня загримируют уже под дряхлую старуху…
|
Антон Иванов, фото Ольги Тропыниной |
|
|