В теплое время года трамваям приходится простаивать на перекрестке от 2 до 5 минут в ожидании возможности проехать по маршруту. А зимой не всегда удается даже остановить трамвай на перекрестке, что создает аварийные ситуации и приводит к столкновениям.
Добиться внесения изменений в существующие на перекрестке дорожные знаки руководство трамвайного парка пытается с 2005 года. За четыре года, что идет переписка между трамвайным парком, УЖКХ и дорожной полицией, вопрос так и не решен. Не помогло и личное обращение водителей трамваев к акиму города Оралу Битебаеву на февральской встрече с жителями 8 микрорайона. Однако вопрос далеко не праздный, говорят в трамвайном парке, и речь идет не об удобстве водителей трамваев, а о безопасности пассажиров.
- Когда в 1992 году было организовано движение трамваев в 8 микрорайон, тогда знак «Уступи дорогу» был повернут к трамваям, то есть водители трамваев имели преимущество перед машинами. И наши трамваи без проблем преодолевали этот перекресток. Но спустя несколько лет знак повернули в сторону автомобильного транспорта. В этом, может, ничего страшного и нет, на первый взгляд, но этот участок дороги - сложный, - говорит главный инженер трамвайного парка Ирина Объедкова. - Водитель трамвая, если рассматривать движение от трамвайного депо, сначала пропускает машины, которые движутся по пр. Мира в сторону «Пятачка», потом проезжает несколько метров и въезжает на перешеек, опять останавливается и пропускает встречное движение. Длина трамвая 15 м, а перешейка – 16 м, то есть в запасе у водителя трамвая остается всего один метр. Ладно, когда хорошие условия, когда на улице тепло, тогда проблем с торможением не существует, а в зимний или осенний период возникает юз, когда колеса не крутятся и вагон практически становится неуправляемым, а водителю нужно остановиться на этом коротком перешейке. И у нас уже были аварии, слава богу, не такие серьезные и без человеческих жертв.
Еще более ситуация на перекрестке пр. Мира - ул. Темиртауской осложнится нынешней зимой, когда трамвайный парк выпустит по маршруту № 4 новые вагоны, которые для него купит «АрселорМиттал Темиртау». Ведь чешские и германские трамваи большей вместимости, следовательно, и длина у них не 15 м, а 19. А это значит, что уместиться на перешейке длиной в 16 м трамвай не сможет, его передняя и задняя части будут выступать в среднем на полтора метра на обеих сторонах автомобильной дороги, что сделает проезжую часть значительно уже. А значит, и аварийных ситуаций станет намного больше.
Однако в ответах дорожной полиции, которые получает трамвайный парк, значится, что участок не признан аварийным и ДТП на нем не фиксировались, а знаки установлены согласно правилам дорожного движения и изменения в их установке не будут согласованы.
Отказ в изменении на перекрестке дорожных знаков в отделе дорожной полиции объясняют еще и тем, что на данном участке нет интенсивного движения транспорта. Только вот водители трамваев говорят об обратном. В достоверности их слов мы смогли убедиться 24 августа, когда решили проехать на «четверке» через злополучный перекресток.
В путь мы отправились от трамвайного парка в 11:35. Для того чтобы проехать через правую сторону дороги по пр. Мира и въехать на перешеек, мы простояли 3 минуты, потом еще 1 минуту на перешейке. И это днем, а в часы пик проскочить этот участок трамваю еще сложнее. Трамвайный вагон довольно громоздкий, быстро тронуться с места не может, этим и пользуются автомобилисты. Водители машин, увидев, что трамвай стоит, набирают скорость и стараются проскочить через перекресток. Вот и приходится водителю трамвая ждать, пока дорога опустеет. А ведь несмотря на то, что трамвайному парку последние четыре года полицейские отказывают в изменении знаков, ссылаясь на правила дорожного движения, решение проблемы упирается в отсутствие денег.
- Как нам было сказано на прошлой неделе, решение о финансировании работ по изготовлению знаков и их установке принимается администрацией города, и нам следует обращаться именно туда. Но мы не претендуем на установку светофора на перекрестке или установку новых знаков, нам все равно, какое решение будет принято. Нам даже будет достаточно, если знак «Уступи дорогу» вновь развернут в нашу сторону, как это было ранее, - говорит Ирина Объедкова. – Почему мы просим об этом? Потому что зимой проходящие машины закатывают рельсы снегом, колодки хоть и зажимают колеса, но трамвай все равно продолжает движение, как санки, и попасть ровно в перешеек трамвай не может, у него или передняя часть вагона, или задняя остается на дороге. И это еще мы сейчас ездим на 15-метровых трамваях, а что будет, когда на линию выйдут 19-метровые?
Следует отметить, что проблема оборачивается не только созданием на данном участке аварийных ситуаций. Водителю трамвая приходится терять время, пропуская автомобильный транспорт. В часы пик эти потери составляют 5-7 минут, в остальное время суток - 1-4 минуты. Казалось бы, не так уж и много, однако и столь незначительные простои выбивают трамваи из графика.
- Даже 5 минут для трамвая очень много, - говорит Ирина Объедкова, - потому что по графику от остановки «31 квартал» до кольца в 8 микрорайоне трамвай должен проехать за 8 минут. А водитель теряет 5 минут, пропуская транспорт, и чтобы потом войти в график, водителю приходится гнать вагон на большой скорости. Потому что если водитель опоздает приехать на остановку «31 квартал» по своему графику, то перед ним на линию из парка выедет другой трамвай, идущий по второму маршруту. А это уже срыв графика. Вот и получается, что на линии то долго нет трамвая, то потом они идут караваном.
Анна БОНДАРЬ
© «Вечерняя газета» № 35 (593) от 2 сентября 2009 г.