5 сентября исполнится 50 лет со дня выхода на линию первых 10 трамваев. В тот день трамваи прошли путь от трамвайного депо до кольца промбазы.
Решение пустить в городе трамвайный транспорт было принято для того, чтобы облегчить доставку рабочих на строительную площадку Казахстанской Магнитки. 31 января 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которое предписывало создать при металлургическом заводе трамвайный парк. Работу по организации в городе нового вида транспорта возглавил Григорий Клюшниченко. А уже 17 июля 1958 года был сформирован состав будущих вагоновожатых и обслуживающего технического персонала. 29 водителей (среди них Галина Пшеничкова, Лариса Шаповал и Екатерина Осипова, до сих пор проживающие в Темиртау) обучались в Караганде, а 16 юношей – будущих машинистов компрессоров и насосов – были отправлены на учебу на Орско-Халинский металлургический завод.
После окончания учебы им пришлось включиться в состав строительных бригад и самим себе строить трамвайные пути. Так что коллектив трамвайного парка формировался постепенно. Сначала это были водители, затем работники по ремонту трамвайных путей и монтажу контактного пути (провода и опоры), сотрудники для тяговой подстанции. С каждым годом количество работников в трамвайном парке увеличивалось. К началу 80-х годов штат парка составлял 430 человек. Затем с конца 90-х годов штат стал сокращаться и сейчас составляет 230 человек.
Выход первых трамваев на линию задержался почти на год. Согласно первым планам руководства города это знаменательное событие должно было произойти гораздо раньше – 7 ноября 1958 года. Но работы по строительству путей затянулись, и трамваи отправились в путь позже – 5 сентября 1959 года, в то время трамвайной службой завода руководил Петр Пушкарев. Тогда-то и были закуплены вагоны КТМ-1, которые ездили по улицам до середины 80-х годов. Первые современные трамваи КТМ-2 были куплены в 1988 году, а последние - в 1993 году, это как раз те трамваи марки КМ-3, что обслуживают маршрут № 2. Всего за эти годы было куплено 20 пассажирских вагонов и два вагона по обслуживанию путей – снегочист и вагон по ремонту контактной сети, который выезжает на пути по ночам, так что жители его никогда и не видели.
- Первый пассажирский вагон выходит на линию в 5:09, а последний возвращается в депо в 23:40, когда уже практически весь город спит. Но у нас в парке работа не заканчивается, - рассказывает главный инженер трамвайного парка Ирина Объедкова. – Ночью на линию выходит вагон «04», который занимается ремонтом контактной сети. Он делает объезд путей, протяженность которых составляет 50 км, и если выявляются повреждения, то производится их ремонт или замена изолятора, растяжки и так далее. Если повреждений нет, но такое бывает редко, то производится техосмотр, ведь контактные пути должны быть готовы к работе. И эта работа проводится ночью. А еще ночью в парке идет проверка технического состояния пассажирских вагонов, чтобы утром они исправными выехали на линию.
Трамвайный парк сегодня
Почти 50 лет трамвайный парк находился в составе металлургического комбината, а с 1 марта этого года он начал самостоятельную работу в составе ТОО «Ренессанс КЗ». Но пока коллектив трамвайного парка все еще получает поддержку и от комбината (ему оплачивается перевоз металлургов на работу и с работы, будут куплены новые вагоны), и от профкома металлургов (работники парка получают гарантированный коллективным договором социальный пакет). Первые полгода самостоятельной работы прошли успешно, но только благодаря финансовой поддержке «АрселорМиттал Темиртау», так как трамвайный транспорт не приносит дохода, который мог бы сделать новое самостоятельное предприятие прибыльным. Однако пока, несмотря на первоначальные планы, повышать стоимость проезда в трамваях руководство парка не торопится.
- Конечно, цена не может остаться прежней, она вырастет, это неизбежно. Потому что те средства, что мы собираем с пассажиров, не покрывают даже расходов на оплату труда наших работников, - пояснила Ирина Объедкова.
Ежедневно по двум маршрутам общей протяженностью 50 км выезжают от 22 до 24 вагонов, всего же парк располагает 32 вагонами. Трамваи по маршруту № 2 идут с интервалом в 10-15 минут, по № 4 – 4 минуты. В час пик на линию выходят дополнительные вагоны, и тогда по маршруту № 2 интервал сокращается до 5 минут.
Раритетный трамвай выйдет на линию в начале сентября
Празднование 50-летнего юбилея начнется 1 сентября. В этот день на линию выйдет празднично оформленный трамвай, на котором на экскурсию по городу отправятся воспитанники вспомогательного интерната. Для них трамвайный вагон превратится в музыкальный салон, где будут проходить различные конкурсы и вручаться призы.
А несколькими днями позже на линию выйдет раритетный трамвай – один из тех, что с 1959 года почти 20 лет колесил по городским улицам. Этот трамвай темиртаусцы уже могли видеть во время съемок фильма режиссера Тео Ангелопулоса в Старом городе. Только на этот раз трамвай будет самостоятельно ехать по путям – ему полностью заменили подвижную систему. Старая ходовая система была пневматической, восстановить ее сейчас уже невозможно - нет запчастей, так что в раритетный трамвай установили ходовую часть с трамвая КТМ-2. Но это единственное новшество, все остальное будет приближено к эпохе конца 50-х: деревянные оконные рамы, деревянный пол (но его застелют линолеумом, чего раньше не было), деревянные скамейки для пассажиров. Этот трамвай будет экскурсионным и время от времени будет выезжать на линию. А еще руководство парка намерено давать его напрокат всем желающим во время семейных торжеств или свадеб.
Анна БОНДАРЬ
© «Вечерняя газета» № 34 (592) от 26 августа 2009 г.