Трамвай желаний Ангелопулоса
Жизнь — книга, в которой не
знаешь, что уготовано на
следующих страницах. И невинный
эпизод может повернуть судьбу на
180 градусов, как это случилось
с героями Тео Ангелопулоса,
автора и режиссера трилогии
«Пыль времени», эпизоды которой
снимались в Темиртау.
Три дня подряд ведущий актер
Карагандинского областного
русского драматического театра
Иван Немцев вставал чуть свет и
до восьми часов приезжал в
старую часть Темиртау. За
счастливыми метаморфозами.
Первые два дня он примерял кепки
и пальто, стригся у итальянского
визажиста под полубокс образца
1956 года прошлого века. И
входил к режиссеру на репетиции
в образе немецкого настройщика
органов Герхарда Штайна.
Грим Ивану Сергеевичу не
понадобился. Профиль и тип
отвечали его фамилии. Режиссер
лишь поправил на нем отложной
воротник у пальто: чтобы видно
было рубашку и галстук.
Забраковал длинный шарф, велел
повязать короткий. Он сам помнил
то время.
Слова органиста Штайна актер
Немцев знал наизусть. Герхард
говорил в кадре на родном
немецком. Крошечный эпизод,
который займет считанные минуты,
снимали весь световой день.
Режиссер не торопился и
пристальное внимание уделял
репетициям. Замечаний и поправок
бесконечное число — Ангелопулос
во всем любит точность.
Двенадцать раз органист входил в
ледяной зал заброшенного дома
культуры «Энергетик» в
сопровождении завхоза и
директора местной филармонии,
которых играли карагандинские
артисты Людмила Пекушева и
Владимир Боженко. Дюжину дублей
настройщик с достоинством
поднимался на сцену на фоне
свезенных отовсюду памятников и
бюстов вождя всех народов,
садился за инструмент, который
50 лет простоял закрытым — на
нем никто не играл, и произносил
по-немецки одно и то же: «Такой
великолепный инструмент! Его
нельзя трогать! Никому лезть в
него не надо!».
После этих слов Штайн 12 дублей
распинал укоризненным взглядом
директора филармонии, как если
бы тот лез с отверткой и топором
в мехи бесценного органа, а
потом вдохновенно играл фугу
Баха. Фонограмму запускали пару
раз невпопад. Потом поймали
сигнал от актера: «Поднимаю
голову и кладу руки на клавиши».
Как класть руки, чтобы «заиграл»
орган, а не синтезатор, Немцева
научила на съемках преподаватель
местной музыкальной школы.
С нечеловеческой музыкой улетали
в прекрасное далёко органист
Штайн и его слушатели — герои
фильма, бывшие политзаключенные
на поселении. Немецкий еврей
Якоб Леви и его самая прекрасная
на земле Эления — это
перевоплощение немецкого актера
Бруно Ганса и француженки Ирэн
Жакоб, звезд мирового
кинематографа. Автор остановил
выбор на них потому, что «Ирэн
замечательно снялась в трилогии
Кисьлёвски «Красное. Белое.
Синее», а Бруно — сейчас один из
величайших актеров кинематографа
и театра».
У монитора за полетом актерского
вдохновения следил сам Тео
Ангелопулос. В ледяном ДК так же
холодно, как на улице, не
спасали заколоченные оконные
проемы, пронизывали сквозняки.
Долго там находиться невозможно.
Но Тео терпелив и настойчив.
— С ним легко работать, —
художник картины «Пыль времени»
от «Казахфильма» Рустам Одинаев,
выпускник ВГИКа, сделал со своей
командой за полтора месяца так
много, так качественно и
настолько дешевле, что режиссеры
откровенно сожалеют, что не
привлекли казахстанских
художников раньше. А Рустам
считает, что лучше поздно, чем
никогда, и готов работать с Тео
еще и еще.
— Он видит сразу, что ему надо.
Ангелопулос умеет точно донести
свое желание до любого, будь то
актер, художник или режиссер.
Тео выстраивает сцену так, что
потом снимает все, что попадает
в кадр, — восхищается Георгиос
Панагопулос, режиссер
«Мосфильма». — Велел поднять
постамент под «памятником»
Сталину на 50 сантиметров, и мы
всю ночь этим занимались.
Сегодня съемки...
Георгиос и стал моим проводником
в тот съемочный день. Он
называет Ангелопулоса учителем и
гордится тем, что они родом из
одного города в Греции. Общаться
с Георгиосом прелюбопытно не
только из-за приближенности к
выдающемуся мастеру европейского
кинематографа. Он и сам
представляет интерес, поскольку
прошел в России великолепную
школу театра и кино, — выпускник
мастерской Анатолия Эфроса и
Анатолия Васильева в ГИТИСе,
Марлена Хуциева — во ВГИКе.
Семь лет Панагопулос работает
рядом с Тео — столько длится
создание задуманной
Ангелопулосом трилогии,
охватывающей разные страны.
Зрелый по возрасту и опыту
ученик знает, сколько было
«съедено» соли и пролито пота
над первым фильмом. И сколько
еще предстоит сделать, чтобы
сценарий «Пыли времени»,
написанный самим Ангелопулосом,
превратился в законченный фильм,
который мэтр мечтает показать
сначала на Евразийском
фестивале, а затем — на
конкурсных экранах Европы.
— Мы объездили в поисках натуры
много мест, — рассказал второй
режиссер и привел на старую
площадь, показал разбитый
временем и людьми ДК
«Энергетик», «восстановленный»
на время съемок. — Были в
Узбекистане, в Таджикистане, в
России. Но решили остановиться
здесь. И не ошиблись.
При встрече я напомнила Тео
Ангелопулосу о его разведке
Караганды и Темиртау два года
назад.
— Я прибыл тогда в Казахстан как
председатель жюри на Евразийском
фестивале. И решил посмотреть, —
ответил режиссер. — Приехал
впервые в Караганду, а оттуда —
в Темиртау, где нашел натуру.
Дома и районы этого города
подошли больше к той обстановке,
о которой рассказывает мой
фильм. Я принял счастливое
решение снимать эпизод в
Темиртау. Мне местные власти
оказали значительную помощь.
Помогли освободить старую
площадь, оставшуюся в целости с
начала 50-х годов, — это пейзаж.
Уже нет трамвайных путей, и
давно не звенят здесь трамваи.
Но по велению режиссера они
появились, как появились старые
фонари, осветившие площадь,
куда, по сценарию, сбежался
народ, узнав о смерти Сталина 5
марта 1953 года.
С этого места и началась
киноистория под названием «Пыль
времени» — история двух
влюбленных. Старый трамвай,
который долго искал Тео
Ангелопулос, вагонные мастера
Темиртау вернули к жизни и
поставили на колеса. На
съемочной площади он смотрелся
как новенький и катился не на
платформе, а по рельсам, только
перевернутым —
рационализаторская мысль
режиссера бьет ключом.
В том трамвае и встретились,
чтобы через несколько минут
потеряться, те двое, судьбам
которых суждено было сплестись.
— Не оборачивайся, это я, —
сказал он шепотом за ее спиной.
— Я тебя так долго искал и
нашел... — так или
приблизительно так начинался
диалог героев.
А потом трамвай уперся в толпу.
И дальше не пошел. Тетки в
платках, мужики в фуфайках и
пальто фасона «москвичка»,
утонченная дамочка в «менингитке»
рядом с обветренным
милиционером, какие-то подростки
— люди постепенно запруживали
площадь. Их становилось больше и
больше. Тревогой, ужасом,
слезами участники массовки
должны были изображать горе и
вслушиваться в слова, вылетавшие
из черного громкоговорителя.
Замерла жизнь. Опустел трамвай,
где молодая пара слилась в
поцелуе.
Жестокое время. Водитель и
кондуктор «сдают» их. Майор НКВД
распорядился арестовать. И
группа в штатском развезла
иностранцев в черных «воронках»
в разные стороны.
Этот фильм о том, как можно
любить и «искать друг друга, что
бы ни было». О центре Карлага —
Долинке — Ангелопулос никогда не
слышал. Но выразил готовность
туда съездить, чтобы посмотреть,
где же происходило дальнейшее.
История-то в фильме — реальная.
— Память — сама картина, —
заметил Георгиос Панагопулос. —
Представьте, что кропотливое
восстановление в течение двух
месяцев старого трамвая, который
валялся на задворках парка,
площади, Дома культуры, — ради
15—17 минут экранного времени!
Для всемирно известного
режиссера карагандинцы и
темиртаусцы сделали все — и
натуру подготовили, и исходные
позиции создали. От имени всей
съемочной группы низкий поклон и
огромную благодарность
передавали Ангелопулос и его
соратники акимату Темиртау,
областному акимату, Министерству
культуры и информации в лице
вице-министра Аскара Бурибаева,
руководству компании «АрселорМиттал
Темиртау» и начальнику
трамвайного депо Василию
Ковалеву. И директору ТЮЗа
Владимиру Дроздецкому, который
окружил заботой и вниманием и
создал все условия.
И как же это полезно — наблюдать
специалистам театра за работой
высочайших профессионалов всех
цехов кинематографа. А молодой
депутат городского маслихата и
просто талантливый парень Володя
Георгиади, директор ТОО «Центрпромстрой»,
стал верным другом команде Тео
Ангелопулоса, даже иногда
выступал спонсором.
События по фильму
разворачиваются не только в
Казахстане. Снимал Ангелопулос и
на Урале — в Кунгуре, и на Волге
— в Нижнем Новгороде, в Риме, в
Берлине и Кельне, в Торонто и
Нью-Йорке. А темиртауские кадры
фактически начало картины.
— До мая 2008 года я должен
снять всю географию, только
потом начнется работа в
павильоне, — сказал Тео.
— О, это очень долго! —
срывается у меня с языка.
Он неожиданно рассмеялся:
— Это действительно большая и
утомительная работа. Хочу
сказать, что я все время — в
дороге.
Но съемки закончились. На
следующий год, пообещал автор
фильма, он приедет специально в
Темиртау и Караганду, чтобы
показать свою работу.
Наталья РЫЖКОВА
г. Темиртау |